Отмена моратория: Кому достанутся украинские черноземы?
На рынке земель сельскохозяйственного назначения готовится "революция", власти намерены отменить мораторий на продажу земли. Соответствующие законопроекты уже разработаны и подготовлены для рассмотрения Верховной Радой. Кто будет иметь право на приобретение украинских черноземов, что будет происходить со стоимостью и какие последствия ожидают крестьян, рассказывает директор Департамента нормативно-правового обеспечения развития земельных отношений Государственного комитета земельных ресурсов Евгений Бердников.
UBR: На этой неделе одной из топ – новостей стало заявление Виктора Янукович о желании разрешить иностранцам покупать землю. Президент сказал, что мы внедряем рынок земли для того, чтобы стимулировать не спекуляции, а производство и обеспечить равные условия доступа к этому рынку отечественных и иностранных субъектов хозяйствования. Как вы отреагировал и на эти заявления?
Е.Б.: Мы - орган исполнительной власти и мы должны выполнять те поручения, которые нам дает президент, правительство. На сегодняшний день каких-то изменений пока не произошло в тексте законопроекта о рынке земель, который разрабатывается Министерством аграрной политики при участии специалистов Госкомзема, с участием ведущих ученых Украинской академии аграрных наук. В тексте законопроекта о рынке земель предусмотрено в качестве субъектов исключительно государство, органы местного самоуправления и граждане, имеющие соответствующее образование и опыт работы, физические лица. Но, хочу обратить внимание, что исходя из понятия рынка земель участие в рынке земель - это не всегда означает покупку - продажу земель. Сегодня развиваются такие институты и на развитие этих институтов также направлен законопроект. Т.е. пользование землей для сельскохозяйственных потребностей, как долгосрочная аренда земли.
UBR: Сейчас всех интересует продажа земель, пока действует мораторий. Эксперты говорят, что всё же, юридические лица и иностранцы будут допущены и это поспособствует подорожанию украинских земель.
Е.Б.: Дело в том, что вопрос допуска или не допуска тех или иных лиц, это - вопрос, который будет решаться депутатами в сессионном зале, когда будет проходить голосование за этот законопроект. Что касается вопросов оценки земель, и вопросов цены, то тут, безусловно, есть несколько аспектов, влияющих на цену, которых надо придерживаться для того, чтобы крестьянин получил за собственную земельный участок адекватную цену.
UBR: Ваша структура хочет пересмотреть и повысить нормативно - денежную оценку земли. В прессе назывались цифры до 18 - 20 тысяч гривен. Как это может повлиять на реальную стоимость, по которой можно будет продать свои наделы?
Е.Б.: Средний размер нормативно - денежной оценки украинских черноземов это 11 тысяч 900 гривен за гектар. На сегодняшний день завершается работа над пересмотром методики оценки сельскохозяйственных земель. И мы делали такие предварительные прогнозные анализы и в случае, если мы изменим методику, то у нас, где-то в 1, 5 - 2 раза вырастет нормативно-денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения.
UBR: Что это даст, эксперты говорят, что Леонид Козаченко говорит о том, что фактически, после 1 января 2012 дороже, чем 2 тысячи за гектар земли взять не удастся, даже если нормативная оценка земли будет значительно выше.
Е.Б.: Кстати, проект закона предусматривает продажу земель по цене не ниже экспертной оценки, возникает вопрос, для чего мы занимаемся вопросами нормативно-денежной оценки. Дело в том, что нормативно-денежная оценка земель - это фискальная ее оценка. Это и оценка, с которой уплачивается земельный налог, используемая для расчета арендной платы и здесь есть очень интересная вещь. Оценщики хорошо понимают связь между уровнем арендной платы и реальной ценой объекта. Пример с недвижимостью: каждый человек, который имеет свободную квартиру, имеет право продать ее или сдать в аренду. Когда есть высокие арендные ставки, тогда выгоднее сдавать ее в аренду. И в свое время это способствует поднятию цен на соответствующий объект.
UBR: Таким образом, вы хотите стимулировать рынок?
Е.Б.: Таким образом, мы хотим влиять на ситуацию на рынке. Таким образом, мы хотим обеспечить возможность для крестьянина получать соответствующий бонус. Больше зарабатывать на аренде, не продавая землю, чтобы мы первую волну не породили, когда на рынок выйдет слишком много земельных участков. С другой стороны, это будет, безусловно, определенным влиянием и на ценовую политику на рынке, когда большая аренда повлечет за собой увеличение рыночной стоимости земли.
UBR: Сколько земли можно будет сконцентрировать в одних руках?
Е.Б.: На сегодняшний день нормами проекта закона в том виде, в котором он существует сейчас, этот уровень зависит от нахождения земельного участка в определенной сельскохозяйственной зоне. То есть, если это Карпаты, это минимальный уровень. Это 900 гектаров. Если это степная зона, это максимальный уровень. Это -2 тысячи 100 гектаров в одни руки. Откуда взялись эти нормы вообще? Это научные расчеты Украинской академии аграрных наук, исходя из современного уровня агротехнологического производства.
UBR: А если человек живет в городе, он тоже может претендовать так же, как крестьянин, на приобретение земли и на концентрацию именно такого размера земель у себя?
Е.Б.: Сегодня круг субъектов в том виде, как они указаны в действующем законопроекте, сужен. Что касается физических лиц, то эти лица должны иметь или сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве. Для чего эта норма туда закладывалась.
UBR: Простите, если я журналист, живу в городе Киеве, я не смогу владеть 1100 гектаров, да?
Е.Б.: Получите сельскохозяйственное образование. Перебирайтесь в село и работайте.
UBR: Вы разрабатываете проекты законов о земельном кадастре и о рынке земли. На каком этапе они находятся, и успеете ли вы с этой работой до 2012 года?
Е.Б.: Сегодня проект закона о рынке земель, как и проект закона о земельном кадастре - разработаны. Внесение тех или иных изменений в проект закона о рынке земель будет происходить очень легко, потому, что этот закон еще не внесен в Верховную Раду. Что касается проекта закона о государственном земельном кадастре, где мы принимали непосредственное участие в разработке депутатского законопроекта, который зарегистрирован в Верховной Раде, его авторами являются народные депутаты Бевзенко, Ткач и Лукьянчук. Этот законопроект разрабатывался совместно со специалистами Госземагентства, совместно со специалистами Минюста, Минагропола. То есть, этот такой комплексный взвешенный документ, который уже зарегистрирован в Верховной Раде, он прошел слушания во многих комитетах Верховной Рады, отношение к нему положительное и мы надеемся, что в апреле, в крайнем случае, в первой половине мая, он будет принят в первом чтении.
UBR: А другой?
Е.Б.: Что касается вопроса закона о рынке земель, законопроект готов. Сейчас он завершает свои согласования в министерствах, и правительство может внести его в Верховную Раду.
Опубліковано: 19.04.11 10:36
UBR: На этой неделе одной из топ – новостей стало заявление Виктора Янукович о желании разрешить иностранцам покупать землю. Президент сказал, что мы внедряем рынок земли для того, чтобы стимулировать не спекуляции, а производство и обеспечить равные условия доступа к этому рынку отечественных и иностранных субъектов хозяйствования. Как вы отреагировал и на эти заявления?
Е.Б.: Мы - орган исполнительной власти и мы должны выполнять те поручения, которые нам дает президент, правительство. На сегодняшний день каких-то изменений пока не произошло в тексте законопроекта о рынке земель, который разрабатывается Министерством аграрной политики при участии специалистов Госкомзема, с участием ведущих ученых Украинской академии аграрных наук. В тексте законопроекта о рынке земель предусмотрено в качестве субъектов исключительно государство, органы местного самоуправления и граждане, имеющие соответствующее образование и опыт работы, физические лица. Но, хочу обратить внимание, что исходя из понятия рынка земель участие в рынке земель - это не всегда означает покупку - продажу земель. Сегодня развиваются такие институты и на развитие этих институтов также направлен законопроект. Т.е. пользование землей для сельскохозяйственных потребностей, как долгосрочная аренда земли.
UBR: Сейчас всех интересует продажа земель, пока действует мораторий. Эксперты говорят, что всё же, юридические лица и иностранцы будут допущены и это поспособствует подорожанию украинских земель.
Е.Б.: Дело в том, что вопрос допуска или не допуска тех или иных лиц, это - вопрос, который будет решаться депутатами в сессионном зале, когда будет проходить голосование за этот законопроект. Что касается вопросов оценки земель, и вопросов цены, то тут, безусловно, есть несколько аспектов, влияющих на цену, которых надо придерживаться для того, чтобы крестьянин получил за собственную земельный участок адекватную цену.
UBR: Ваша структура хочет пересмотреть и повысить нормативно - денежную оценку земли. В прессе назывались цифры до 18 - 20 тысяч гривен. Как это может повлиять на реальную стоимость, по которой можно будет продать свои наделы?
Е.Б.: Средний размер нормативно - денежной оценки украинских черноземов это 11 тысяч 900 гривен за гектар. На сегодняшний день завершается работа над пересмотром методики оценки сельскохозяйственных земель. И мы делали такие предварительные прогнозные анализы и в случае, если мы изменим методику, то у нас, где-то в 1, 5 - 2 раза вырастет нормативно-денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения.
UBR: Что это даст, эксперты говорят, что Леонид Козаченко говорит о том, что фактически, после 1 января 2012 дороже, чем 2 тысячи за гектар земли взять не удастся, даже если нормативная оценка земли будет значительно выше.
Е.Б.: Кстати, проект закона предусматривает продажу земель по цене не ниже экспертной оценки, возникает вопрос, для чего мы занимаемся вопросами нормативно-денежной оценки. Дело в том, что нормативно-денежная оценка земель - это фискальная ее оценка. Это и оценка, с которой уплачивается земельный налог, используемая для расчета арендной платы и здесь есть очень интересная вещь. Оценщики хорошо понимают связь между уровнем арендной платы и реальной ценой объекта. Пример с недвижимостью: каждый человек, который имеет свободную квартиру, имеет право продать ее или сдать в аренду. Когда есть высокие арендные ставки, тогда выгоднее сдавать ее в аренду. И в свое время это способствует поднятию цен на соответствующий объект.
UBR: Таким образом, вы хотите стимулировать рынок?
Е.Б.: Таким образом, мы хотим влиять на ситуацию на рынке. Таким образом, мы хотим обеспечить возможность для крестьянина получать соответствующий бонус. Больше зарабатывать на аренде, не продавая землю, чтобы мы первую волну не породили, когда на рынок выйдет слишком много земельных участков. С другой стороны, это будет, безусловно, определенным влиянием и на ценовую политику на рынке, когда большая аренда повлечет за собой увеличение рыночной стоимости земли.
UBR: Сколько земли можно будет сконцентрировать в одних руках?
Е.Б.: На сегодняшний день нормами проекта закона в том виде, в котором он существует сейчас, этот уровень зависит от нахождения земельного участка в определенной сельскохозяйственной зоне. То есть, если это Карпаты, это минимальный уровень. Это 900 гектаров. Если это степная зона, это максимальный уровень. Это -2 тысячи 100 гектаров в одни руки. Откуда взялись эти нормы вообще? Это научные расчеты Украинской академии аграрных наук, исходя из современного уровня агротехнологического производства.
UBR: А если человек живет в городе, он тоже может претендовать так же, как крестьянин, на приобретение земли и на концентрацию именно такого размера земель у себя?
Е.Б.: Сегодня круг субъектов в том виде, как они указаны в действующем законопроекте, сужен. Что касается физических лиц, то эти лица должны иметь или сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве. Для чего эта норма туда закладывалась.
UBR: Простите, если я журналист, живу в городе Киеве, я не смогу владеть 1100 гектаров, да?
Е.Б.: Получите сельскохозяйственное образование. Перебирайтесь в село и работайте.
UBR: Вы разрабатываете проекты законов о земельном кадастре и о рынке земли. На каком этапе они находятся, и успеете ли вы с этой работой до 2012 года?
Е.Б.: Сегодня проект закона о рынке земель, как и проект закона о земельном кадастре - разработаны. Внесение тех или иных изменений в проект закона о рынке земель будет происходить очень легко, потому, что этот закон еще не внесен в Верховную Раду. Что касается проекта закона о государственном земельном кадастре, где мы принимали непосредственное участие в разработке депутатского законопроекта, который зарегистрирован в Верховной Раде, его авторами являются народные депутаты Бевзенко, Ткач и Лукьянчук. Этот законопроект разрабатывался совместно со специалистами Госземагентства, совместно со специалистами Минюста, Минагропола. То есть, этот такой комплексный взвешенный документ, который уже зарегистрирован в Верховной Раде, он прошел слушания во многих комитетах Верховной Рады, отношение к нему положительное и мы надеемся, что в апреле, в крайнем случае, в первой половине мая, он будет принят в первом чтении.
UBR: А другой?
Е.Б.: Что касается вопроса закона о рынке земель, законопроект готов. Сейчас он завершает свои согласования в министерствах, и правительство может внести его в Верховную Раду.
Опубліковано: 19.04.11 10:36
Дивіться також
Краща піца в Ужгороді – Безкоштовна доставка
Опубліковано: 14.09.17 11:20
Найкраща піца в Ужгороді у Cezario Pizza. Безкоштовна доставка по Ужгороду та приємна ціна. Широкий вибір піци на будь-який смак....
«КАРПАТСЬКИЙ ОБ’ЄКТИВ» ВІДТЕПЕР У НОВОМУ ФОРМАТІ!
Опубліковано: 26.04.16 06:00
Шановні читачі! З квітня 2016 року один із найпопулярніших Інтернет-ресурсів області «Карпатський об’єктив» змінює вигляд. Сучасний дизайн, нові рубрики, ще...
ТБ програма на 18 – 24 квітня
Опубліковано: 12.04.16 19:34
Понеділок, 18 квітня UA: Перший06.00 Новини06.10 АгроЕра06.20 Смакота06.25 Телемагазин06.45 Спорт07.00 Новини07.15 Спорт07.20 АгроЕра07.30 Ера будівництва07.35 На слуху07.50 Смакота08.00 Новини08.15 Спорт08.25...
Коментарі до новини